Меню сайта
Казахстан
Друзья сайта
Наурыз

"Наурыз мерекес?" - праздник Наурыз, "наурыз" персидское слово, что означает "новый день". Праздник Наурыз - 22 марта - для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз - новый год, праздник весны, когда возрождается природа, уравниваются день и ночь, праздник солидарности. Наурыз - праздник весны. У казахов начало года "Улыстын улы куни"(Первый день Нового года), "Улыс куни"- Великий день для народа.


Наурыз коже

Традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовилось много еды, что является символом достатка и изобилия в настоящем году. Большое значение придавалось приготовлению ритуального блюда - "Наурыз коже". В составе "Наурыз коже" должно в обязательном порядке быть семь пищевых элементов: мясо, пшено, рис, изюм и т.д. Наурыз коже - яркий показатель национальной культуры, щедрости, гостеприимства.


Мойнына буршак салу

Прошение Всевышнего о наследнике. Бездетные родители, веря в силы Всевышнего, просили о наследнике, ребенке, следуя примете. На шею накидывали (оба родителя) обыкновенную веревку для привязи ягнят, жеребят, телят и т.д. В народе это называют "мойнына буршак салу".


Уй сыныгы

Иногда случается и так, что у мужчин одна за другой умирают жены. Зная об этом обстоятельстве, родители не хотят выдавать замуж свою дочь за такого человека. При согласии с него требуют "уй сыныгы", то есть помимо калыма за девушку жених должен дополнительно добавить определенное количество скота, меньше, чем калым. Сватающийся не может не согласиться на такое требование, так как несколько раз был женат, да и по возрасту он старик для невесты. На самом деле данная традиция справедлива по отношению к девушке.


Уран

"Уран" - клич. По традиции у казахского народа, у каждого ру, были воинские кличи, что придавало им дух, веру в победу. Для кличей выбирали имена предков, святых людей своего рода. С таким ураном бросались в атаку, защищать свои земли, род, племя. При таком уране безошибочно могли определить батыра, какого он ру или жуза.
Кличи Старшего жуза: Канлы клич - Байтерек, Айрылмас, Жалайыр. Шакшам - Кабылан. Сиргели, Сарыуйсин - Байтак, Шапырашты - Карасай, Ысты -Жауатар, Албан - Райымбек; Дулат, Ошакты - Бахтияр.
Кличи Среднего жуза: Аргын - Акжол, Кыпшак - Ойбас, Найман - Жалбагай, Конырат - Алатау, Керей - Ошыбай, Уак - Жаубасар.
Кличи Младшего жуза: Кете - Майлыбай, ?л?м -Бактыбай, Шемекей -Дейт, Шеркеш - Шагырай, Ысык,-Бэйтерек, Маскар - Каратай, Алаша - Байбарак, Тана -Тана, Байбакты - Д?укдра, ?ызыл??рт -Жиенбай, Таз - Теремурат, Бериш - Агатай, Адай - Бекет, Есентемир -Алдонгар, Алтын, Даппас - Баймурат, Телеу - Аргымак, Рамадан - Дулат, Тама - Карабура, Кердари - Кожахмет, Керейит - Аксакал, Табын - Тостаган, Жагалбайлы -Малатау.


Иргеден шыгару

По казахскому обычаю вдова после кончины мужа остается у рода по линии мужа и только после годовщины она может выйти замуж за младшего или старшего брата мужа или за близкого родственника. При отсутствии таковых или, если женщина считает себя неровней, она просит освободить ее от этих уз. Этот вопрос решают аксакалы и муллы. Если удовлетворяют просьбу вдовы и если она изъявляет желание выйти замуж за другого человека, то она не имеет права на раздел имущества мужа, однако забирает свое приданое. На это не должны были обижаться близкие родственники. Это и называется "иргеден шыгару", что означает "отделение".


Шашу

Осыпание. Это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты или деньги. Это и называется шашу. Такой обряд очень любят взрослые и особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты. Но и взрослые не прочь подобрать конфеты во время обряда шашу, так как верят, что это добрый знак и он принесет удачу.


Шаргы

После замужества старшая сестра передает свой головной платок младшей сестре. Это как бы означает: "теперь твоя очередь найти свое счастье". Такой обряд и называется "шаргын салу". Девушке, которой передали "шаргы", подруги, снохи, женге желают удачи, счастья. И приходят на чай.


Шан басты

"Шан басты"-правовая традиция. По древним казахским обычаям путник, проезжая мимо аула, не имел права не заехать в него, не поздороваться с людьми. Перешагнувшие этот обычай считались ворами или преступниками. И поэтому аксакалы и старейшины аула приказывали поймать нарушителя, устраивали ему допрос, штрафовали, заставляли платить "айып" или строго предупреждали, чтобы больше он так не делал.


Шулен тарату

Благотворительность. Раньше богатые бии и баи раздавали дальним и близким аулчанам скот, деньги, имущество, еду, то есть помогали беднякам, заботились о них. Благотворительность особенно проявлялась осенью, перед трудной и суровой зимой, после размножения скота. Баи, бии делали это не ради выгоды, а за простое человеческое "спасибо". Они считали своим долгом заботиться о других. Хотя бедный люд и нелестно отзывался о баях и биях, но признавал и принимал их помощь.


Шомиш кагу

"Шомиш кагу"(буквально шомиш - черпак, кагу -стучать). Ранней весной начинает пробуждаться земля, появляется зеленая травка, цветут подснежники, а в начале апреля небо покрывается тучами, гремит гром и сверкает молния. Наши деды и прадеды такой день встречали с огромной радостью. "Кун куркиреди, кок дуркиреди", -говорили они, то есть "Гром гремит, земля цветет". В этот момент брали деревянный черпак, прикладывали к порогу, к верхней части косяка юрты и приговаривали:
Пусть будет много айрана, молока,
Голод, несчастья уйдут далеко.
Народ будет сытым, Щедрым и веселым.
С таким пожеланием встречают первый весенний гром с дождем. После первого грома разрешали употреблять в пищу дикорастущие лук и чеснок. До первого грома этого делать было нельзя.


Шоп сындыру

"Шоп сындыру"( буквально шоп - соломинка, сындыру - надломить). Это примета в начинании чего-то доброго, хорошего. К примеру, если скряга вдруг проявляет щедрость, а трус неожиданно - героизм. Услыхавший или увидевший такое поднимает с земли соломинку и надламывает ее, то есть делает "шоп сындырады", чтобы не сглазить проявленную доброту, смелость и т.д.


Хан саркыты

Ритуал, который отсутствует у других народов. После того, как хан садился на лошадь и заходил в Орду, он действительно становился ханом. А специально собравшиеся из каждого племени, рода, жуза люди поровну делили между собой весь скот хана. Это и есть "хан саркыты". Хану скот ни к чему, потому что, если скот есть у его народа, значит, есть и у хана. У него не должно быть иных забот, кроме благополучия народа. Те, кто не смог присутствовать на выборах хана, угощаются с праздничного дастархана. Это большой почет для хана.


Хан талау

Хана, не оправдавшего доверие народа, не только бездарного, но и жадного, не только глупого, но и коварного, наказывали путем "хан талау", то есть все, принадлежащее ему, отбирал народ. Это не считалось барымтой или насилием. Это было решением народа. Такое решение народ выносил не сразу и не только хану, но и акиму, беку, торе и т.д. Сначала предупреждали, делали замечание, после чего были вынуждены - придерживаясь традиции - совершить "хан талау".


Ырым

Примета. Это примета зародилась благодаря доброму характеру казахского народа. Вообще примет у казахов много, и они разнообразны. К примеру, именами Абай, Алихан, Бауыржан, Олжас, Фариза, Сакен, Ильяс нарекают детей, надеясь, что они будут чем-то похожи на своих знаменитых тезок. В знак хорошей приметы взрослые угощают детей конфетами, баурсаками, разными сладостями со свадебного стола. Или берут вещи, одежду столетнего старца - на долголетие. В быту, традициях и обычаях нашего народа очень много разнообразных примет, и они применяются поныне. "Ырым" - вера народа в хорошее. И это еще одна национальная особенность.

=== 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ===

Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Статистика

Copyright E@GLE © 2007