Сирге молдиретер
Перед окончанием дойки кобылиц, собрав последний кумыс, приглашают уважаемых аксакалов и бабушек. <Сирге молдиретер>(сирге жияр) - последний кумыс. Традиция, говорящая о щедрой душе казахского народа.
Сабан той
Осенний праздник хлеборобов, праздник труда. После уборки урожая накрывают богатый дастархан, старейшины аула дают "бата"(благословение с пожеланиями), после угощения той продолжается национальной борьбой, играми, песнями. Одним словом, после горячей страды люди с облегчением вздыхают, пожинают плоды своих трудов. Здесь же, на "сабан тое", раздают людям "кеусен" - излишки урожая, пшеницы, муки и т.д.
Сауын алу
"Сауын алу"-брать на некоторое время дойную корову (кобылу). Крестьяне, у кого не было скота, брали у состоятельных аулчан во временное пользование скот. Занимающий должен возвратить хозяину скот вместе с приплодом в целости и сохранности. Такую помощь оказывали богатые. Состоятельные люди нередко оставляли скот у крестьян.
Саятшылык
Охота с ловчими птицами. "Саятшылык"-искусство и умение охотиться с ловчими птицами. Такого охотника называют "кусбег?"- человек, который обладает природным даром, воспитывая, тренируя ловчих птиц, и понимает все приемы и методы охоты. Таких людей было много и есть поныне, однако встречаются они все реже. В основном для охоты приручают таких птиц, как сокол, беркут, орел и пр.
В этом есть свои секреты неповторимых, азартных качеств. Охотники и "кусбег?" в основном приручали беркутов. В зависимости от внешности и бойцовских качеств птиц их нарекают. Делят по возрастным категориям: тастулек, музбалак, кок тубит, май тубит, баркын, баршын и т.д. Ловчих птиц оценивали очень высоко. Для таких птиц специально приготовляется снаряжение: "кундак"-покрывало; "томагтаколпак", "тугыр" -ложе; "балак бау", "жели бау" - привязь. Воспитание, приручение, тренировка ловчих птиц, можно сказать, целая наука. Готовый, тренированный беркут в зимнее время пускается на волков, лисиц, корсаков, сайгаков и т.д. В летний, осенний период - на гусей, уток, фазанов и на прочих птиц. Для охотников самый долгожданный и удачный момент для охоты-день "сонар". "Сонар"-тихий, безветренный, ясный, зимний день. В такую погоду ясно видны все следы зверей. "Сонар" делится: 1)"уузак сонар" - длинный сонар; 2) "келте сонар"- короткий сонар; 3)"кан сонар" - самый удачный для охотников. В "кан сонар" охотники всегда возвращались с добычей. Возвращение охотников с охоты издавна считалось праздником, аулчане гордились своими охотниками. "Саятшылык" не только развлечение, это и искусство.
Салбурьн
Охотничье зимнее развлечение. Охотники (джигиты) с ловчими птицами (саятшы) выходили несколько дней подряд на охоту. Охотничий праздник, где испытывались меткость, ловкость, смелость джигитов, а также их ловчие птицы. Охотники зимой с нетерпением ждут "сонар". Великий Абай слагал стихи именно про такую зимнюю погоду: "Кан сонарда буркитши шыгады анга". Самое интересное то, что волки, лисы в такую погоду остаются у себя в норах. Заядлые охотники, зная об этом, с шумом выгоняют из нор лис, волков, и начинается охота. После охоты дичь делится поровну. Причитающаяся для аксакалов часть откладывалась отдельно, по прибытии торжественно вручалась. Воспитательная роль этого обычая значительная: испытание джигитов, почитание старших.
Сыралгы
"У батыра - на прощанье, у охотника - на удачу", - стало устойчивым фразеологизмом, когда о чем-либо просят. У охотника или саятшы, возвращающегося с добычей, просят "сыралгы". Охотник или саятшы охотно удовлетворяет просьбу. Этот обычай нарушать нельзя.
Лау
"Лау"-официальные лица или любой пеший могли попросить в виде транспорта лошадь, повозку, тарантас и т.п. для перемещения из аула в аул. В просьбе никогда не отказывали.
Уме
Трудовая помощь. Тяжелую, трудную, объемную работу аулчане, представители ру (род) выполняли коллективно. Один из видов коллективной работы - "уме". Особенно при заготовке корма для скота на зиму хозяин приглашает на "уме" джигитов. Физически сильные молодые люди принимаются за сенокос, становясь в ряд по 20-30 человек.
Шашыраткы
"Шашыраткы"(от слов шашырау, кобею - умножаться, множиться). Казахи все лето пасли баранов-производителей отдельно от овец. Осенью (октябрь-ноябрь) баранов-производителей объединяют с овцами для размножения. Этот своеобразный чабанский обычай называется "шашыраткы". Хозяева стад приглашают пастухов, соседей и устраивают дастархан с хорошими пожеланиями.
===
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
===