Меню сайта
Казахстан
Друзья сайта
Асар

Трудовая помощь. Один из древних казахских обычаев, согласно которому аулчане, собравшись, выполняли вместе работу, требующую больших сил. Это могли быть постройка дома, загона, кошение сена, стрижка овец. Помогающие не брали плату за свою работу. Хозяин дома готовил для них специальное угощение, оказывал всяческие почести. "Асар"-показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем. Этот обычай широко распространен в наше время, что очень отрадно.


Аншылык

Охота. Охота-древний обычай. Охотились не только для пропитания. Охота для казахов была развлечением, испытанием ловкости, смелости, владения оружием и вместе с тем физической закалкой. На охоте прививается множество удивительных качеств. Охота - искусство. Охотник, возвращающийся с добычей, аксакалам аула преподносит в презент часть своей добычи-"байлау" по обычаю. Еще один показатель почитания старших. После охоты охотника можно и нужно восхвалять. Охота-особое искусство, охотник один из уважаемых людей, и это доказательство его высокой оценки. "Аншылык", можно сказать, особое явление.


Биебау

Особый обычай, когда в апреле впервые за год приступают к доению кобылиц. К этому каждая семья готовится заранее.
Аулчане собираются возле "жели" (веревка, натянутая над землей, на кольях, то есть привязь). Вымя кобылы, спину, челку жеребенка, колья обмазывают маслом, приговаривая пожелания: "сутт? бол" - "будь молочным", "есимтал бол" - "приноси приплод". После этого ритуала начинают доить. Как известно, кумыс полезный, целебный напиток, лечит от множества болезней. Наши деды называли его напитком богатырей. Казахи высоко ценили дойных кобылиц и определяли время "бие байлаган кез", "бие сауым", "бие агытар кезде" (время дойки 1,5, 2 часа, время привязи - утро, время отвязи - вечер). На первую пробу кумыса, то есть на "кымыз мурындык" (пир во время свежего кумыса) специально приглашают и угощают старейшин аула. В хозяйство, где доилась кобылица и где хозяйка умела приготовить вкусный кумыс, приезжало много желающих испить его. Казахи кумыс раньше не продавали, а щедро угощали им путников.
"Биебау" также называется "казык майлау".
По времени квашения кумыс делят на множество видов. Кумыс готовится не только летом, но и зимой. Такой напиток называется "кысырдын кымызы", то есть кумыс яловой кобылы. Целебные свойства такого кумыса очень высокие. Его употребляют, например, при туберкулезе легких, дают тяжелобольным детям и взрослым.


Кеусен

"Кеусен"-после обильной уборки урожая хлеборобы раздавали родственникам, друзьям, аулчанам избыток продуктов. Национальная щедрость, взаимопомощь.


Кели туби

"Кели туби" (букв. кели - ступа, туби - дно)-людям, принимавшим участие в оказании трудовой помощи (уборка урожая, взбивание масла и т.д.), полагалось вознаграждение за труд. Хозяева должны без напоминания вознаградить за помощь (мукой, маслом).


Коген той

Коген той-весенний трудовой праздник во время окота. Млад и стар собираются возле привязи, расстилают дастархан и высказывают пожелания о размножении скота, о благополучии. Молодежь веселится, старики устраивают своеобразное совещание о выгоне скота, о пастбищах и т.д. У казахского народа еда делится на три вида (по цвету):"ак"- белый (молоко и молочные изделия), "кок"-зеленый, то есть зелень, растительность; "кызыл"- красный (мясо и мясные продукты). На "коген той" почитаемые женщины обмазывают белым (обязательно белым) колья, привязь. "Коген той" - примета изобилия молока и молочных изделий, сохранности поголовья.


Кузем шай

Праздник стрижки. Начало и конец любого дела люди не оставляли без внимания. К примеру, после стрижки каждый дом по очереди приглашает на чай - "кузем шай", где аулчане проводят веселые вечера с песнями, шутками. "Кузем шай"-прекрасный обычай - метод воспитания у молодежи трудолюбия, уважения к труду.


Жылкы кузеу

Стрижка лошадей. "Жылкы кузеу" - один из традиционных видов ухода за лошадьми. Казахский народ уделял особое внимание развитию коневодства и передавал в наследие, из поколения в поколение, все традиции и обряды по отношению к уходу за лошадьми. Одним из них является "жылкы кузеу"- стрижка лошадей. Это один из трудовых праздников для аулчан. Весной, в погожий день начинают стрижку лошадей. По традиции этому подлежит весь молодняк, то есть лошонок, стригунок и молодые кобылицы, а взрослые скаковые и рабочие лошади являются исключением. Гриву молодой кобылицы остригают коротко лестницей, хвост укорачивается с конца, чтобы оставить его для отпугивания мух, это называется "шыбын кагар". Стригункам хвост не стригут, лишь остригают гриву. В некоторых регионах яловых кобыл тоже остригают, это называется "бой тузеу". Лошонки все подлежат стрижке, независимо от пола. Грива и хвост остригаются коротко, оставляют лишь "шыбын кагар" в хвосте. Как было упомянуто выше, взрослых скаковых и рабочих лошадей не стригут. Это считается плохой приметой. Если взрослая скаковая, рабочая лошадь острижена, это говорит о кончине хозяина, такая лошадь подлежит забою на поминки умершего хозяина, и это называется "тулдау".


Колкесер

По традиции нашего народа за оказанную помощь в хозяйстве плату за работу не просят. Однако хозяин дома не оставляет без внимания людей, оказавших помощь в каком-либо деле. Он преподносит, учитывая по объему выполненного труда, хоть и немного, полагающуюся оплату за труд, как "кели туби", "кол уздик". "Колкесер"- полагающаяся плата мяснику за оказанную помощь при резке и разделывании туши, согыма. "Колкесер" дается резчику в виде мяса, за якобы порезанную руку. Резание согыма для казахов является одним из немаловажных дней для семьи. Первым блюдом с зарезанного согыма является куырдак. Это одна из традиций согыма.


Кол уздик

Помощь. Резчики мяса, ткачихи, швеи и другие рукодельницы всегда готовы были помочь, при необходимости, своим сельчанам. По окончании работы хозяева, чью работу проделали помощники, дают традиционный презент "кол уздик" за оказанную помощь. Раздают оставшиеся иголки, нитки, шерсть и пр.; "кол уздик" благодарность за оказанную помощь.


Кол ушин беру

Помочь в чем-либо. Случайный прохожий, оказавшийся свидетелем сплоченной работы односельчан (стройка, уборка урожая, сена и т.д.), не должен пройти мимо, он обязан подать несколько кирпичей, стог сена затянуть, то есть должен подать руку помощи, быть полезным хоть в чем-то. 'Молча стоять наблюдать или пройти мимо считалось невоспитанностью, тупостью. Один из методов воспитания коллективизма, трудолюбия.


Казык майлау

"Казык майлау"--буквально смазывание колышка. Весной, после удачного окота, когда скот выпускают на подножный корм, кобылиц привязывают для доения к привязи. В этот момент хозяева подходят к месту дойки с пожеланиями, чтобы народ был сытый, чтобы было изобилие молочных продуктов и приумножался скот, обмазывают привязные подуздки, колышки и привязь маслом и обливают молоком, айраном и т.д. Этот ритуал для лошадей называется "биебау", а для другой живности "казык майлау". При этом аксакалы дают благословение.


Кой басты

Процесс кошмоваляния очень трудный, долгий, трудоемкий. Взбивают, стирают, сушат, красят, варят, укладывают, скручивают и т.д. И так из одного места переходят на другое (между домами), остановившись возле одного дома (любого), все в один голос громко говорят:"Кой басты", "кой басты",- т.е. "твой дом наполнен баранами". Услышав это, хозяйка выходит из дома и выносит кошмовалялыцицам угощение-кумыс, баурсаки, курт и т.д. Эта игривая, с шутками и весельем, традиция стала забываться.


Тулак шашу

Взбивание шерсти. У казахского народа начало и конец любого дела всегда сопровождались соответствующими традициями, обычаями, приметами. До и после работы хозяйка готовит специальное угощение для женщин, взбивающих шерсть. Коллективная, веселая, но тяжелая, требующая большого количества рабочих рук, работа.


Назир

Благословение на трудовое начинание. Перед тем, как начать постройку нового дома, перед посевными и другими сложными работами, каждый человек, желая удачи в начинании, устраивал "назир", т.е. приглашал своих аулчан, резал барана, оповещал о своих намерениях, посвящал "куран" умершим и просил у присутствующих благословения. Собравшиеся благословляли, желали удачи во всем, выражая благодарность и признание. Добросовестное отношение к каждому начинанию, преданность делу- особая черта народа, что и подтверждает данная традиция.


Кымызмурындык

Первая проба кумыса. Торжественно, специально приглашают уважаемых аксакалов, соседей на "кымызмурындык"-на первый кумыс. Аксакалы дают благословение. Обычай дополняет характерные черты казахского народа по отношению к своим аулчанам - гостеприимство, почитание старших.

=== 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ===

Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Статистика

Copyright E@GLE © 2007