Айт
Большой международный исламский праздник. Есть два айта: "ораза айт" и "курбан айт". Айт был основан в Аравии до исламской религии. "Ораза айт" (пасхальный айт) начинается после 30-дневнего "ораза". Месяц этот называют еще и "месяцем рамазан". Денежное пожертвование преподносят в этот месяц. Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть. Слова Аллаха Мухамбет Пайгамбара услышал в месяц "ораза".
"Курбан айт" тоже является главным праздником мусульман. Он начинается после 70-ти дней после "ораза айта" и длится три дня. Эти дни совпадают с днями завершения мусульманского хаджа в Святую Мекку (зульхижа -месяц совершения хаджа). В "Курбан айт" каждый мусульманин в честь своей веры, духам предков приносит жертвоприношение, то есть режет скот. Это является одним из главных долгов мусульман (Мухтасар). Жертвоприносителю говорят пожелания: <Да воспримет Аллах ваше пожертвование". На жертвоприношение режут скот (кроме лошади) абсолютно здоровый, он не должен быть хромым, слепым, больным, раненым и т.д. Мясом угощают всех присутствующих. В честь духов предков читают (произносят) "дуга" молитву. Старшие по возрасту благословляют. В дни айта люди чисто одеваются, поздравляют друг друга, говорят "Кутты болсын!", просят "айттык". Прощают ошибки, обиды. Умерших в дни айта или ораза считают хорошими людьми. В мусульманских странах эти два айта проходят как праздники (той), и в такие дни люди обычно отдыхают.
Айттык
В дни айта просящим "айттык" давали небольшие подарки, сувениры. "Айттык" давали и деньгами. Это знак уважения к обычаю, айту и просящему человеку.
Курбан шалу
У народа (мусульман) самым большим, святым, почитаемым праздником считается "Курбан айт". Во время "Курбан айта" каждый уважающий себя потомок Мухамбета в честь знака уважения религии, в честь своих предков приносит жертвоприношение, то есть режет скот. По приказу Аллаха первую жертву должен был принести Ибрагим Пайгамбар. Он должен был в жертву принести своего любимого сына Смаила, На что не было возражений ни отца, ни сына. Аллах, убедившись в преданности и честности отца и сына, помиловал их, и из рая(ж?мак) спустил барана небесного цвета, которого принесли в жертву.
С этих времен обычай "курбан шалу" был сохранен, что считается главным долгом каждого мусульманина. Каждый мирянин, выражая свою духовную близость и веру в Аллаха, показывая свою искренность перед ним в одно назначенное время, определяет скот для забоя к жертвоприношению (Мухтасар). Животные, подлежащие забою для жертвоприношения: овцы, козы, коровы и верблюды. Другие животные не используются для жертвоприношения. Мелкий скот, как овцы, козы, жертвуются одним человеком, коров, верблюдов могут приносить в жертву, объединившись, до 7-ми человек.
Больной, хромой, слепой и прочий скот не принимается в жертву. Скот перед забоем благословляется. Необходимо говорить: "Да воспримет Аллах жертву". Мясом угощают всех присутствующих. Читается молитва, произносятся благопожелания. Жертвоприношение не производится ночью.
Аксарбас
При катаклизмах, болезни, при безвыходном положении человек просит помощи о поддержке у Всевышнего. Человек в таком положении трижды должен повторить: "аксарбас". При благополучном исходе тот, кто избавился от невзгод, приглашает аулчан для угощения, дает "кудайы". "Аксарбас" делится на 3 вида : "бозкаска", "кеккаска" и "кызылкаска". "Бозкаска" - в жертву приносится баран; "кеккаска" - лошадь; "кызылкаска" - корова.
Жан беру
В некоторых местах называют "кепилге шыгу" (ручаться), "куманга шыгу". Приговоренного к смертной казни или тяжелому наказанию, при его невиновности, один человек защищает и, в знак доказательства его непричастности, как бы доказывает свои слова. Ручающийся человек перед би, муллами одевается в саван (во все белое) спускается в могилу или заходит за ширму для усопшего и произносит при этом клятвенные слова: "Клянусь Кораном", "Пусть Аллах покарает меня", "Да проклянут меня духи предков" и т.д, тем самым доказывая, что он готов отдать душу - "жан беру". В народном понимании, если человек говорит неправду, он должен умереть на месте. После подобного клятвенного доказательства дело рассмотрению и обжалованию не подлежит. (А. Байтурсынов).
Жарапазан
Традиционная песня-частушка во время "оразы" (пост). Дети и подростки вечером, не входя в дом, на улице исполняют песню "жарапазан". Люди, которые постятся, исполнителям выносят угощение: курт, масло, творог, отрез на платье и пр. "Жарапазан" обычно исполняют 2 человека. Один начинает, второй подпевает. К примеру:
Поющий:
Вот так дом стоит на окраине,
Какого бая, какого хозяина?
Да множится богатство,
Обходят дом несчастья...
Подпевающий:
Жарапазан, жарапазан!
Да воздаст нам Аллах в месяц рамазан!
Жумалык
Раньше, когда детей обучали грамоте у мулл, по пятницам родители передавали для них угощение (мясо, кумыс, масло, курт и т.д.). Называли его "жумалык". Бывали и такие муллы, которые по пятницам с нетерпением ожидали подобное угощение.
Зекет
Четвертое условие ислама - давать "зекет". "Зекет" дается от прироста скота малоимущим, служителям веры. Может даваться и от другой прибыли: золота, серебра, денег. От скота отчисляется: из 40 баранов I баран, из 5-ти верблюдов I верблюд, из 30-ти коров одна корова и т.д. Ежегодное преподношение-проявление человечности и мусульманский долг. Отказываться от "зекета" считалось постыдным.
Зикир
Обряд шамана. При лечении от недугов, при гадании на будущее и т.п. шаман, знахари призывают духов. Несмотря на критику в советские времена шаманство, знахарство нередко не обман, а природный дар человека, который может взять в руки горящие угли, облизывать каленое железо и гипнотизировать. Во время обряда внешность, движения и действия шамана и знахаря особенны. Необходимо отметить, что люди верили в их способности. Старшие поколения не исключают значимости искусства шамана.
Во время обряда "баксы" (шаман) все свои действия сопровождает определенной песней и мотивом.
Кудайы
Жертвоприношение. Уцелевший от несчастного случая, после возвращения из тяжелых поездок или с целью проявления благодарности, человек режет живность и угощает знакомых, родственников, односельчан и получает благословение, благопожелания людей. Это и называется "кудайы".
Куран устау
Доказательство невиновности, клятвенное заверение. Человек, обвиняемый в несовершенном преступлении, в знак доказательства своей невиновности или при заверении не повторять ошибку, взяв в руки священную книгу Коран, дает клятву или клятвенное заверение, обещание и ест хлеб. Это является полным доказательством непричастности к совершенному преступлению или верности данной клятве. Противостоящая сторона убеждается и верит оправдывающемуся. Иногда за недоказательством просят прощения. Сочетание: "куран, нан" (Коран, хлеб") исходит из этой традиции.
===
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
===